«Геннадий Устюгов. Букварь жизни»

Выставка «Геннадий Устюгов. Букварь жизни» — это дань уважения художнику и попытка осмыслить его творческое наследие с конца 1950-х годов до настоящего времени.

Фото: Юрий Молодковец
Слово «букварь» в названии выставки отсылает к визуальному языку, который Геннадий Устюгов создавал на протяжении всей жизни. Повторяющиеся из работы в работу символы — словно буквы его личного алфавита, сложившегося в целостную поэтическую систему. По ним можно проследить творческий и жизненный путь автора, который, несмотря на сложную судьбу, репутацию отшельника и чудака, занял важное место в истории российского искусства XX—XXI вв. 
Геннадий Афанасьевич Устюгов — художник-самоучка. Единственную попытку получить профессиональное образование (в Средней художественной школе) он не завершил — был отчислен «за увлечение импрессионизмом». Как писал друг Устюгова художник Олег Фронтинский: «Ему предложили ходить вольнослушателем, и он полгода ходил. Потом бросил и никогда больше не учился и не появлялся ни в каких художнических кругах» [1] . Однако это не помешало ему войти в круг ленинградского художественного андеграунда 1960 — 80-х годов, участвовать в легендарных выставках 1974 года (в ДК им. Газа, «бульдозерной»), завоевать признание коллекционеров и в итоге попасть в собрания крупнейших музеев страны.
Геннадий Устюгов сформировал узнаваемый стиль, в котором чувствуется глубокое знание и любовь к великим художникам от Рублева, Феофана Грека и Дионисия до Ван Гога и Матисса.
«Внимательный, восприимчивый зритель, Устюгов вобрал в себя весь тот неоэкспрессионизм и неопримитивизм, которые захлестнули выставки неофициального искусства второй половины 1980-х, и создал на этой основе свою систему. Популярные здесь приемы у него очищены от брутальности, приведены в гармонию и сделаны средством лирического высказывания». [2]
Уже в ранних работах Устюгова возникают ключевые символы его «букваря». Мы предлагаем выделить девять групп образов, которые встречаются из картины в картину и из стиха в стих на протяжении всего творческого пути художника: Дама, Музыка, Природа, Странники, Дом, Натюрморт, Птицы, Лодки, Ангелы. Эти образы эволюционировали  по мере того, как визуальный язык художника двигался в сторону всё большей лаконичности и минимализма.
Если в ранних работах Устюгова особенно заметно увлечение художника мастерами прошлого, то поздние все больше освобождались от внешних влияний в пользу собственного стиля. Именно эти работы часто вызывают недоумение — в них сложно найти привычные ориентиры. Их порой пытаются объяснить через призму жизненных обстоятельств Геннадия Устюгова, как то: психиатрический опыт автора, его систематические госпитализации с 1963 года, жизнь в психоневрологическом интернате с 2021 года, изоляция от арт-сообщества. Но если проследить весь путь художника — от работ конца 1950-х до настоящего времени, — становится очевидно: внешние изменения стиля лишь освобождали его глубинную неизменную поэтику. Любовь Гуревич еще в 1998 году отмечала его стремление к простоте и графичности в живописи: «Скупость средств всегда была ему присуща: для натюрморта ему хватало одного предмета, для изображения деревни — одного дома. Картина представляет собой как бы перевернутый в краску графический набросок, где главную роль играет линия контура». [3] 
Со временем всё наносное и временное отпало, осталось лишь глубинно-смысловое, на чем строится его персональное высказывание. Поздние работы — это квинтэссенция устюговского стиля, чистый звук его голоса.
Возможно, зрителю ещё предстоит принять художественную ценность этих произведений наравне с более ранними, уже вошедшими в историю искусства. Эта выставка — попытка увидеть творчество Геннадия Устюгова как единый целостный путь, лишённый жёсткой периодизации, и оценить его вклад в визуальный язык своего времени.
Выставка «Геннадий Устюгов. Букварь жизни» организована отделом социокультурных коммуникаций Русского музея при поддержке благотворительного фонда «Система».
Фото: Юрий Молодковец
 [1] Фронтинский О. «Геннадий Афанасьевич Устюгов» // Геннадий Устюгов. Живопись. Графика. СПб.: Авангард на Неве. 2002. С. 25.
 [2] Гуревич Л. «Голос одинокого человека» // Геннадий Устюгов. Живопись. Графика. СПб.: Авангард на Неве. 2002. С. 11
 [3] Гуревич Л. «Голос одинокого человека» // Геннадий Устюгов. Живопись. Графика. СПб.: Авангард на Неве. 2002. С. 12