26 ноября — 17 декабря 2025 г.
Восточный павильон Михайловского замка
Букварь жизни
Ретроспективная выставка Геннадия Устюгова в Русском музее
Геннадий Устюгов — легенда ленинградского андеграунда
В этом году художнику исполнилось 88 лет, последние 4 года из которых он прожил в психоневрологическом интернате (теперь доме социального обслуживания «Покровский»). Проект представляет собой дань уважения мастеру и попытку осмыслить его творческое наследие — с конца 1950-х годов до наших дней.
Выставка предлагает взглянуть на искусство Устюгова как на целостную поэтическую систему. Название «Букварь жизни» отсылает к уникальному визуальному языку, который художник создавал на протяжении всей жизни. Повторяющиеся из работы в работу символы — Дама, Странники, Музыка, Птицы, Лодки, Природа, Натюрморт, Дом и Ангелы — подобно буквам личного алфавита, складываются в повествование о его творческом и жизненном пути.
Ключевые акценты выставки
  • Творческий путь отшельника
    Геннадий Устюгов — художник-самоучка, исключенный в юности из СХШ (в Средней художественной школе) «за увлечение импрессионизмом». Несмотря на это, он стал яркой фигурой в кругу ленинградского андеграунда 1960−1980-х годов, участником знаменитых выставок 1974 года в ДК им. Газа и «бульдозерной».
  • Узнаваемый стиль на стыке эпох
    В его работах чувствуется глубокое знание и любовь как к древнерусской иконописи (Рублев, Феофан Грек), так и к модернизму (Ван Гог, Матисс).
  • Эволюция в сторону минимализма
    Экспозиция прослеживает, как со временем визуальный язык Устюгова двигался к все большей лаконичности и графичности. Если ранние работы демонстрируют диалог с мастерами прошлого, то поздние — это квинтэссенция его стиля, где остается только глубинно-смысловое ядро «устюговского» поэтического высказывания.
  • Целостный взгляд на наследие
    Выставка приглашает оценить творчество Устюгова как единый путь через его личный «букварь» (Дама, Странники, Музыка, Птицы, Лодки, Природа, Натюрморт, Дом и Ангелы), лишенный жесткой периодизации, и признать художественную ценность его поздних работ наравне с уже вошедшими в историю искусства ранними произведениями.