О ВЫСТАВКЕ
«Вне истеблишмента» — это инклюзивный проект Русского музея и первая масштабная попытка представить работы современных непрофессиональных художников, имеющих ментальные особенности и (или) психиатрический опыт, именно с художественных позиций. При всей социальной значимости выставки на первом плане все же эстетическая ценность произведений. Свое особое мироощущение такие авторы выражают через творчество, что вполне укладывается в стратегии современного искусства, где фактор профильного образования давно уже перестал быть определяющим. Прежде всего этих художников отличает невовлеченность в процессы бытования арт-сообщества, арт-истеблишмента с его рыночными стратегиями, актуальным дискурсом и другими аспектами.
Процесс ввода такого искусства в художественную практику был запущен еще в начале ХХ века, однако термины, возникшие десятилетия назад, со временем приобрели новые оттенки смысла и теперь уже не кажутся ни корректными, ни достаточно точными для того, чтобы описать явление во всей его полноте. Это относится и к двум самым распространенным терминам: «ар-брют» (art brut) и «аутсайдер-арт» (outsider art). Название этой выставки, «Вне истеблишмента», не решает терминологических проблем, но указывает на то, что объединяет представленных на ней художников.

Все экспоненты выставки — самостоятельные художники с узнаваемым стилем, манерой, графическими и живописными приемами, и у каждого из них в основе творчества лежит своя волнующая тема.

О выставке на русском жестовом языке


Юлия Косульникова верна теме закрытых учреждений: в ее работахмы видим больницы, тюрьмы и психоневрологические интернаты. Суровая реальность, пропущенная через восприятие художницы, предстает в нежных цветах и кажется почти прекрасной.

Алексей Сахнов также увлечен передачей пространственных отношений. У него есть большая серия рисунков, изображающих разного рода интерьеры. Характер рисования выдает эмоциональный настрой художника: то монотонная, почти механическая разметка пространства, то сумбурные арабески. Другая область творчества Сахнова — моделирование домов из картона.

Алексей Баров выражает свое видение реальности через очень конкретные предметы: медицинские инструменты, машины, технические устройства. Все это он создает из пластилина, часто в натуральную величину, очень подробно прорабатывая детали, и в то же время его объекты кажутся выдуманными — возможно, из-за специфики материала.

В картинах Ильгара Наджафова воплощены сюрреалистические миры и далекие страны, в которые автор мысленно улетал или помещал своих знакомых. Это его способ уйти от реальности и создать свою вселенную взамен существующей.

Работы Сергея Федулова тоже фантазийные. Как и Наджафов, он создал и очень тщательно обустроил параллельную действительность, где мирно сосуществуют персонажи фильмов, сказок и старых газет — от инопланетян и кошки-космонавта до Сталина и Наполеона.

Александр Савченко работает в разных жанрах живописи, но самыми впечатляющими можно признать его образы женщин, особенно ню. Именно в этих произведениях он позволяет себе наибольшую смелость художественного высказывания.

На выставке была представлена звуковая инсталляция музыкально-шумового проекта Build Your House Underground («Построй свой дом под землей»).

Процесс интеграции искусства нейроотличных авторов в мировую художественную практику в последние годы проходит очень интенсивно, что доказывает их участие в музейных выставках, биеннале и премиях, а также включение их работ в коллекции крупнейших западных институций. Проект Русского музея — с одной стороны, эксперимент, с другой — чуткая реакция на вызов времени, на необходимость осмысления новой социокультурной проблематики. Выставка не стремится охватить весь спектр творчества художников-самоучек, а скорее познакомить зрителей с искусством, которое в России пока находится вне истеблишмента.

Made on
Tilda