Юлия Косульникова верна теме закрытых учреждений: в ее работах мы видим больницы, тюрьмы и психоневрологические интернаты. Суровая реальность, пропущенная через восприятие художницы, предстает в нежных цветах и кажется почти прекрасной.
Алексей Сахнов также увлечен передачей пространственных отношений. У него есть большая серия рисунков, изображающих разного рода интерьеры. Характер рисования выдает эмоциональный настрой художника: то монотонная, почти механическая разметка пространства, то сумбурные арабески. Другая область творчества Сахнова — моделирование домов из картона.
Алексей Баров выражает свое видение реальности через очень конкретные предметы: медицинские инструменты, машины, технические устройства. Все это он создает из пластилина, часто в натуральную величину, очень подробно прорабатывая детали, и в то же время его объекты кажутся выдуманными — возможно, из-за специфики материала.
Алексей Сахнов также увлечен передачей пространственных отношений. У него есть большая серия рисунков, изображающих разного рода интерьеры. Характер рисования выдает эмоциональный настрой художника: то монотонная, почти механическая разметка пространства, то сумбурные арабески. Другая область творчества Сахнова — моделирование домов из картона.
В картинах
Ильгара Наджафова воплощены сюрреалистические миры и далекие страны, в которые автор мысленно улетал или помещал своих знакомых. Это его способ уйти от реальности и создать свою вселенную взамен существующей.
Работы
Сергея Федулова тоже фантазийные. Как и Наджафов, он создал и очень тщательно обустроил параллельную действительность, где мирно сосуществуют персонажи фильмов, сказок и старых газет — от инопланетян и кошки-космонавта до Сталина и Наполеона.
Александр Савченко работает в разных жанрах живописи, но самыми впечатляющими можно признать его образы женщин, особенно ню. Именно в этих произведениях он позволяет себе наибольшую смелость художественного высказывания.
На выставке была представлена звуковая инсталляция музыкально-шумового проекта
Build Your House Underground («Построй свой дом под землей»).
Процесс интеграции искусства нейроотличных авторов в мировую художественную практику в последние годы проходит очень интенсивно, что доказывает их участие в музейных выставках, биеннале и премиях, а также включение их работ в коллекции крупнейших западных институций. Проект Русского музея — с одной стороны, эксперимент, с другой — чуткая реакция на вызов времени, на необходимость осмысления новой социокультурной проблематики. Выставка не стремится охватить весь спектр творчества художников-самоучек, а скорее познакомить зрителей с искусством, которое в России пока находится вне истеблишмента.