АЛЕКСАНДР САВЧЕНКО
Александр Савченко (род. в 1956 году) живет в центре Великого Новгорода один с кошкой по имени Святая Богиня (по его словам, так Ромео называл Джульетту). Родственники редко навещают художника, зато у него широкий круг знакомств: от натурщиц до священников, от бродяг до поваров полевых кухонь для обездоленных. Несмотря на возраст, проблемы со зрением и материальные трудности, он часто ездит в Петербург, Москву и другие города, чтобы продемонстрировать свои работы и посетить святыни и выставки.

Савченко работал на заводе, затем учился на режиссера в культпросветучилище, затем устроился плотником в реставрационную мастерскую. В 2002 году он решил стать «образцовым» художником и пошел на занятия при Музее нонконформистского искусства в Петербурге, но вскоре покинул курсы: оригинальное художественное видение мешало ему осваивать азы академической живописи. Позднее Александр вступил в товарищество «Свободная культура» — организацию, объединяющую более 200 художников, музыкантов и других творческих людей. Время от времени его приглашают участвовать в сборных выставках. Проект «Аутсайдервиль» оказывает ему поддержку.

Савченко в основном пишет маслом по бумаге. Это сочетание двух несочетаемых, по сути, материалов. Масляные краски — признак искусства, созданного на века, а бумага претензию на великое снижает. Бумага хрупкая, масло оставляет на ней жирные разводы, но Александра мелкие погрешности не смущают. Для него самое важное — передать впечатление. Это роднит его с художниками-импрессионистами, а от экспрессионистов Савченко взял размах и «дикость» в передаче образов. И хотя он работает в разных жанрах, самыми впечатляющими можно признать его образы женщин — особенно обнаженные женские фигуры. Именно в этих произведениях Александр позволяет себе наибольшую смелость художественного высказывания. Несмотря на карикатурность некоторых портретов, чувствуется, что автор очарован своими моделями.
Александр Савченко (род. в 1956 году) живет в центре Великого Новгорода один с кошкой по имени Святая Богиня (по его словам, так Ромео называл Джульетту). Родственники редко навещают художника, зато у него широкий круг знакомств: от натурщиц до священников, от бродяг до поваров полевых кухонь для обездоленных. Несмотря на возраст, проблемы со зрением и материальные трудности, он часто ездит в Петербург, Москву и другие города, чтобы продемонстрировать свои работы и посетить святыни и выставки.

Савченко работал на заводе, затем учился на режиссера в культпросветучилище, затем устроился плотником в реставрационную мастерскую. В 2002 году он решил стать «образцовым» художником и пошел на занятия при Музее нонконформистского искусства в Петербурге, но вскоре покинул курсы: оригинальное художественное видение мешало ему осваивать азы академической живописи. Позднее Александр вступил в товарищество «Свободная культура» — организацию, объединяющую более 200 художников, музыкантов и других творческих людей. Время от времени его приглашают участвовать в сборных выставках. Проект «Аутсайдервиль» оказывает ему поддержку.

Савченко в основном пишет маслом по бумаге. Это сочетание двух несочетаемых, по сути, материалов. Масляные краски — признак искусства, созданного на века, а бумага претензию на великое снижает. Бумага хрупкая, масло оставляет на ней жирные разводы, но Александра мелкие погрешности не смущают. Для него самое важное — передать впечатление. Это роднит его с художниками-импрессионистами, а от экспрессионистов Савченко взял размах и «дикость» в передаче образов. И хотя он работает в разных жанрах, самыми впечатляющими можно признать его образы женщин — особенно обнаженные женские фигуры. Именно в этих произведениях Александр позволяет себе наибольшую смелость художественного высказывания. Несмотря на карикатурность некоторых портретов, чувствуется, что автор очарован своими моделями.
Обнаженная с белыми волосами, 2008
Девушка Весна, 2005
Персональные выставки Савченко проходили в Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург, 2002, 2015), Доме народного творчества (Великий Новгород, 2005, 2010), Музее русского лубка и наивного искусства (Москва, 2019). Художник принимал участие в групповых выставках и фестивалях в ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург, 2004, 2005, 2009), Музее нонконформистского искусства (Санкт-Петербург, 2004, 2006, 2007, 2011), Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова (2021), а также на ярмарке Outsider Art Fair (Париж, Франция, 2019).