ИЛЬГАР НАДЖАФОВ
Ильгар Наджафов (1974−2021) — художник, актер и писатель. Занимался графикой и живописью, создавал видеоарт, автобиографическую и художественную прозу.

В своих работах Ильгар обращался к личной истории, к воспоминаниям об Азербайджане, где он родился и провел ранние годы. Всю жизнь в Петербурге художник скучал по семье, живущей в Баку, старался поддерживать связь с земляками, быть ближе к культуре родной страны. Это стремление нашло отражение и в творчестве.

Члены семьи, друзья и сотрудники учреждений и организаций, с которыми у Ильгара возникала эмоциональная связь, появлялись на его рисунках и картинах, порой оказываясь в сюрреалистических ситуациях — например, превращаясь в животных и попадая в далекие страны. Эти работы иногда включают причудливое вербальное повествование с неожиданными поворотами сюжета. Ситуация праздника, изобилия и радости — то, что их объединяет. По цветовой насыщенности и плотности визуального наполнения графика Наджафова напоминает живопись: большие листы полностью покрыты яркими пятнами, которые складываются в орнаментальные узоры, отсылающие к искусству Ближнего Востока.
Ильгар Наджафов (1974−2021) — художник, актер и писатель. Занимался графикой и живописью, создавал видеоарт, автобиографическую и художественную прозу.

В своих работах Ильгар обращался к личной истории, к воспоминаниям об Азербайджане, где он родился и провел ранние годы. Всю жизнь в Петербурге художник скучал по семье, живущей в Баку, старался поддерживать связь с земляками, быть ближе к культуре родной страны. Это стремление нашло отражение и в творчестве.

Члены семьи, друзья и сотрудники учреждений и организаций, с которыми у Ильгара возникала эмоциональная связь, появлялись на его рисунках и картинах, порой оказываясь в сюрреалистических ситуациях — например, превращаясь в животных и попадая в далекие страны. Эти работы иногда включают причудливое вербальное повествование с неожиданными поворотами сюжета. Ситуация праздника, изобилия и радости — то, что их объединяет. По цветовой насыщенности и плотности визуального наполнения графика Наджафова напоминает живопись: большие листы полностью покрыты яркими пятнами, которые складываются в орнаментальные узоры, отсылающие к искусству Ближнего Востока.
Ирина Леонидовна в Старой Ладоге. Рыбы в икре, 2014
Змеиная жизнь в Турции. Змеиная жизнь в сериалах. Одного из них звали Халид Ергенч (оборотная сторона), 2016
Ильгар говорил, что искусство позволяет ему «унестись в дальние миры». Это несложно понять, ведь большую часть жизни он провел в психоневрологическом интернате. Однако благодаря работе в арт-студии благотворительной организации «Перспективы» Наджафов состоялся как художник, смог создать множество произведений и выработать яркий узнаваемый стиль, а участие в проекте «Театр без границ» позволило ему реализовать свой актерский талант и побывать на гастролях в разных странах.

Жизнь Ильгара оборвалась в 2021 году. Он умер от коронавируса в возрасте 46 лет, в шаге от исполнения мечты о поездке в Азербайджан к семье.

Персональные выставки Наджафова проходили в Немецком культурном центре имени Гёте (Санкт-Петербург, 2010) и пространстве практик «Кропоткина-11» (Санкт-Петербург, 2019). Художник принимал участие в групповых выставках в Музее городской скульптуры (Санкт-Петербург, 2009), галерее Die Schlumper (Гамбург, Германия, 2015), парке Горького (Москва, 2016), Музее стрит-арта (Санкт-Петербург, 2018), а также в рамках биеннале «Манифеста-10» (Санкт-Петербург, 2014) и ярмарок SAM Fair (Санкт-Петербург, 2019) и Supermarket Art Fair (Стокгольм, Швеция, 2019). Работы хранятся в архиве Музея современного искусства «Гараж» (Москве), в собрании Музея всего (Великобритания), а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Моя маленькая мама сделала обед для Конфуция
(лицевая сторона), 2014
Моя маленькая мама сделала обед для Конфуция
(оборотная сторона), 2014
Рассказ Ильгара Наджафова к работе «Моя маленькая мама сделала обед для Конфуция»
Моя маленькая мама Шаха и моя маленькая тетя Тома приготовили лаваш с рыбой. Красно-желтый суп с котлетами, булочку с котлетами, цветные котлеты с лавашом. Еще один лаваш красного цвета с виноградом. И рыбный суп в кастрюле. Посередине этого изобилия стоит большой Конфуций. Он стоит не один, а с большой ложкой. Когда моя маленькая тетя Тома и моя маленькая мама Шаха сделали обед для Конфуция, они сделали обед для себя.
Ощущение такое, что моя маленькая мама Шаха и моя маленькая тетя Тома побывали в Китае. И там светило солнце. И при свете солнца они себе приготовили обед. У них был на обед бутерброд с икрой и не очень большой рыбой. К ним на обед приехала очень большая рыба на велосипеде. Рыба была китайского происхождения. Она захотела познакомиться с моей маленькой тетей Томой и моей маленькой мамой Шахой. У моей маленькой мамы Шахи была в руках большая вилка, и на вилке была котлета красного цвета. У моей тети Томы была большая ложка в одной руке, а в другой она держала большой кусок котлеты. Это был обед для моих маленьких родственников. Вот такая вот китайская история. Когда мои маленькие родственники сделали бутерброд с мясом, посередине они положили сыр и котлету. Вот такая вот была история.