Юлия Косульникова (род. в 1994 году) никогда не занималась в арт-студиях и выработала свой узнаваемый стиль сама, хотя в это и трудно поверить, глядя на то, как она работает с цветом, формой и композицией, как точно выбирает меру условности в трактовке человеческих фигур. Обладая фотографической памятью, художница детально фиксирует интересующие ее фрагменты окружающего мира и воспроизводит их в своей графике.
Рисовать Юлия начала давно, еще в детском доме. Заметив талант и увлеченность художницы, волонтер Ляля Таршина стала поддерживать ее материалами. Сейчас Косульникова живет в одном из психоневрологических интернатов Ленинградской области, где ежедневно рисует в своей комнате.
Работы Косульниковой сочетают в себе строгость композиции, условность, роднящую их с произведениями современной анимации, и точность, характерную для документальной фотографии. В выборе сюжетов Юлия хранит верность теме закрытых учреждений с их обедненной и высушенной визуальностью, визуальной нищетой. Мы видим больницы, тюрьмы, психоневрологические интернаты. Палаты, операционные, капельницы, врачебные обходы. Все то, к чему она привыкла. Жизнь учреждений подается без прикрас, во всей их нудной бессобытийности или в моменты конфликта и страдания обитателей. Безупречная работа с цветом и условность персонажей делают эти сцены переносимыми и даже прекрасными, хотя можно предположить, что художница стремится как раз не к эстетизации, а к максимальной точности в фиксации «голой жизни» (термин итальянского философа Джорджо Агамбена, которым он описывает упрощенную, сведенную к удовлетворению биологических потребностей жизнь человека в закрытых учреждениях и местах лишения свободы).
По точности и эмоциональному накалу эти работы сравнимы с произведениями Федора Достоевского, Эмиля Золя или художников-передвижников с их образами «маленького человека». Юлия Косульникова позволяет взглянуть на жизнь обитателей закрытых учреждений — даже не маленьких, а ультрамалых людей, — которая до сих пор была скрыта от посетителей музеев.