В выставке участвуют шесть авторов. Это люди разной судьбы.
Юлия Косульникова — потрясающий летописец собственной жизни. Еще Юрий Лотман писал о разделенности текста и автора, а также о том, что каждый тип культуры вырабатывает свои модели «людей без биографии» и людей, заслуживших «право на биографию», отстоявших свободу выбора, преодолевших поведенческие стереотипы и т. д. Но в случае Косульниковой текст и автор не разделены. Под текстом мы понимаем огромный массив ее рисунков фломастером и гуашью, работ в смешанной технике. Больничные коридоры, операционные, приемные покои, еще какие-то пространства пенитенциарного свойства — то, что она показывает в своих работах, и есть ее жизнь. Даже зарисовывая что-то «из телевизора», Косульникова обращается к близким ей сюжетам. Видимо, наличная реальность автора совпадает с этим континуумом. Какое уж тут «право на биографию»!
Между тем это удивительно личные произведения. В сюжетном плане в связи с этой серией длиною в жизнь уместно было бы вспомнить Мишеля Фуко с его темой контроля и инстанций, структурирующих, дисциплинирующих живую реальность. Но дело в том, что Косульникова не осмысляет действительность с позиций «операций дисциплины». Она вообще не воспринимает ситуацию извне, она, повторюсь, живет в этом континууме. И она интересуется этой жизнью. Ей все важно: как стоят люди на костылях, как устроены лампы в операционных, как движется человек в кресле-каталке. У Косульниковой очень своеобразный рисунок. Она почти планировочно точно вычерчивает пространства — иногда в сложных ракурсах. При этом фигуры ухвачены очень верно — не в анатомическом плане, а в жестах и положениях. И, наконец, цвет. Для нее эти локальные пятна, часто не совпадающие с формой, — знак витальности. Между пространствами, их обитателями, различными предметами и цветом возникают некие отношения, и свой глубокий интерес к ним художница способна передать и нам. Право на творческую биографию она, безусловно, заслужила.