Говоря о современных трансформациях аутсайдерского искусства, важно определить границы и характеристики этого феномена. Полвека назад британский искусствовед Роджер Кардинал, автор термина «аутсайдер-арт» (outsider art), подразумевал достаточную гибкость, пластичность критериев. Это не только творчество художников с ментальными нарушениями, но и работы, созданные людьми, которые вполне справляются со своей социальной жизнью, но сознательно или неосознанно отдалены от искусства, формируемого определенной публичной институциональной деятельностью с общепризнанными стандартами [1].
Кардинал акцентирует внимание на том, что аутсайдер — это не только человек с ментальными или физическими дисфункциями или глубоким поражением в социальных правах; это не только персона с необычной биографией: эксцентрик, нонконформист, безумец, осужденный, отшельник — хотя специфичность образа жизни и может стать почвой для образности и языка аутсайдерского искусства [2]. Ключевым критерием Кардинал называет «антиконвенциональный характер» аутсайдерского искусства, которое далеко и от принятых художественных норм, и от опыта обычного человека. В своей статье 2009 года он достаточно категорично пишет: «Искусство аутсайдеров — это искусство неожиданной и часто обескураживающей самобытности. В его выдающихся образцах, как правило, воплощены воображаемые личные миры, полностью удовлетворяющие их создателей, но настолько далекие от нашего обычного опыта, что они кажутся чуждыми и отталкивающими» [2].
Формулируя понятие «аутсайдерское искусство», Роджер Кардинал апеллирует к эссе Жана Дюбюффе, в котором французский художник и теоретик отмечает, что ар-брют (art brut, термин самого Дюбюффе) кардинально расходится с нашими культурными ожиданиями относительно того, каким должно быть искусство [3]. Аутсайдерское искусство, по мысли Кардинала, невосприимчиво к культурным влияниям, как и ар-брют в понимании Дюбюффе. Наиболее точным определением аутсайдерского искусства можно считать то, которое Кардинал дает в статье 2009 года: «Как способ независимого творчества аутсайдерское искусство игнорирует традиции и академические критерии. Вместо этого оно отражает сильный творческий импульс, свободный от коммуникативных конвенций, к которым мы привыкли. В своем крайнем проявлении такая независимость порождает стили [творческого] выражения, которые можно назвать аутистическими в неклиническом смысле слова, то есть искусство аутсайдеров имеет тенденцию быть скрытным, тайным, изолированным от потенциальной аудитории или безразличным к ней» [2].
Начиная с 1970-х годов, с появлением термина «аутсайдер-арт» и больших проектов, представлявших художников-аутсайдеров, — от «Документы» в Касселе (1972) до лондонской выставки «Аутсайдеры: искусство без прецедентов и традиций» («Outsiders: An Art Without Precedent or Tradition», 1979) — меняется статус аутсайдерского искусства, идет процесс его легитимации, музеефикации и системного изучения, растет его символический капитал и коммерческая стоимость. В тотально изменившейся современной эпистеме это искусство становится видимым, оцениваемым, описываемым, изучаемым, хранимым.
История формирования дискурса аутсайдерского искусства в середине ХХ века включала легитимацию и институционализацию одного из его феноменов — ар-брют. В 1971 году Жан Дюбюффе подарил свою коллекцию городу Лозанне. На момент открытия постоянной экспозиции музея «Коллекция ар-брют» (Collection de l’Art Brut) в 1976 году в собрании было более 5000 произведений 133 художников. И хотя Дюбюффе запретил их перемещать, интерес к этому феномену вышел далеко за пределы Швейцарии. Куратором коллекции и директором музея долгие годы был Мишель Тевоз. Им написано несколько книг, посвященных ар-брют.
Еще при жизни Жана Дюбюффе происходит переосмысление структуры его собрания. Ар-брют «консервируется», получая статус исторического феномена, и в 1982 году выделяется направление «новый вымысел» (neuve invention), к которому могли быть отнесены спорные случаи — то, что между ар-брют и «культурным искусством». Детские рисунки и произведения наивного или народного искусства, которые Дюбюффе активно приобретал для коллекции, попадали именно в эту категорию. Тогда же термин стал применяться к работам людей с инвалидностью: фактически они были социальными аутсайдерами, но их произведения казались слишком похожими на объекты современной западной визуальной культуры.
Само понятие «новый вымысел» появилось в период существенного сдвига в художественном процессе: это время экспансивного роста арт-рынка и расширения границ искусства. Мишель Тевоз видел в этом серьезный вызов для развития лозаннской коллекции. Со временем она сильно расширилась и теперь насчитывает около 60 000 произведений, притом только 700 из них входят в постоянную экспозицию музея.
«Коллекция ар-брют» в Лозанне была не единственным институциональным «убежищем» искусства аутсайдеров в 1970-х годах. С 1966 года в Братиславе проводилась триеннале инстинктивного искусства INSITA. Сперва она была посвящена наивному искусству, а позднее стала представлять творчество детей и пациентов психбольниц наряду с работами художников «традиционного народного направления». Это был важный шаг институциональной поддержки.
Во второй половине 1980-х, в 1990-е и 2000-е годы формируется мощный институциональный корпус аутсайдерского искусства в Европе. Крупнейшими публичными коллекциями становятся: коллекция Арасин (Collection de L’Aracine) в Музее метрополии Лилля (LaM: Lille Métropole Musée d’art moderne, d’art contemporain et d’art brut); коллекция аутсайдерского искусства Масгрейв-Кинли (Musgrave Kinley Outsider Art Collection), сейчас в составе Ирландского музея современного искусства (Irish Museum of Modern Art); коллекция Де Стадсхоф (Collectie De Stadshof), выставленная в гентском Музее доктора Гислена (Museum Dr. Guislain); венский Музей Гуггинг (Museum Gugging) и другие.
Активные процессы институционализации и музеефикации аутсайдерского искусства идут и в США. Еще в 1980-е годы там состоялись большие выставки: «Черное народное искусство Америки: 1930−1980» («Black Folk Art in America: 1930−1980») в Бруклинском музее в Нью-Йорке (Brooklyn Museum); «Приглушенные голоса: народные художники в современном искусстве» («Muffled Voices: Folk Artists in Contemporary Art») в Галерее Пейн-Уэббер в Нью-Йорке (Paine Webber Art Gallery); «Выпечены на солнце: визионерские образы с Юга» («Baking in the Sun: Visionary Images from the South») в Университете Юго-Западной Луизианы (University of Southwestern Louisiana). Эти и другие выставки изменили понятийные границы, и современное народное искусство в Америке стало синонимом искусства аутсайдеров.
В музейной сфере в США происходят значительные изменения. Так, например, с 1990-х годов Американский музей народного искусства (American Folk Art Museum) в Нью-Йорке уделяет все большее внимание выставкам аутсайдеров и европейского ар-брют, которым также пополняется коллекция. В 1991 году в Чикаго появляется Центр интуитивного и аутсайдерского искусства Intuit (Intuit: The Center for Intuitive and Outsider Art). В его коллекцию сегодня входят работы таких знаковых американских художников-аутсайдеров, как Генри Дарджер, Мартин Рамирес, сестра Гертруда Морган, Билл Трейлор, Джозеф Йокум и другие. В 1995 году в Балтиморе был открыт Американский музей визионерского искусства (AVAM: American Visionary Art Museum) — одна из самых масштабных институций в области аутсайдерского искусства.
К началу 1990-х годов в США искусство аутсайдеров начинает рассматриваться как явление, меняющее границы искусства ХХ века. В Музее искусств округа Лос-Анджелес (LACMA: Los Angeles County Museum of Art) в 1992 году проходит выставка «Параллельные взгляды: современные художники и аутсайдерское искусство» («Parallel Visions: Modern Artists and Outsider Art»), призванная показать мощное влияние этого искусства на развитие художественного процесса. Работы «маргинальных» авторов — Хильмы аф Клинт, Фердинанда Шеваля, Генри Дарджера, Мартина Рамиреса, Адольфа Вёльфли, Джозефа Йокума — на выставке сопоставлялись с произведениями современных художников, не чуждых стилистике аутсайдеров.
Названные выше институции и события, а также ярмарка Outsider Art Fair, которая с 1993 года проводится в Нью-Йорке, позволяют говорить о буме искусства аутсайдеров в 1990-е. Повышенное внимание к этому явлению объясняется и влиянием субкультуры хиппи, и движением за гражданские права, возросшей значимостью различных меньшинств. Метафора нации как «плавильного котла» в США уступает место «великолепной мозаике».
В течение следующих десятилетий кураторы и арт-дилеры играют ключевые роли в создании масштабных выставок аутсайдерского искусства в важных американских музеях. Эти выставки объединяют аутсайдеров и «инсайдеров», что делает конструкцию «мейнстрим — маргинальность» устаревшей. Новая экспозиция нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА: Museum of Modern Art), открывшаяся в октябре 2019 года, предлагает качественно иное прочтение искусства художников-аутсайдеров, наивистов и визионеров. В залах музея теперь соседствуют признанные мастера модернизма и актуального искусства и «странные» художники: Энди Уорхол и Генри Дарджер, Умберто Боччони и Хильма аф Клинт.
Мировым триумфом аутсайдерского искусства стал основной проект 55-й Венецианской биеннале «Энциклопедический дворец» («Encyclopedic Palace», 2013). Проект объединил более 150 художников из 38 стран, среди которых были Хильма аф Клинт, Анна Земанкова и другие аутсайдеры и визионеры. Выставка базировалась на антропологическом подходе к изучению образов, фокусировалась на воображении и его функциях и размывала границы между профессиональными художниками и любителями.
В основу концепции выставки легла утопическая мечта итало-американского художника-аутсайдера Марино Аурити, который в 1955 году в США подал заявку на патент «Энциклопедического дворца» — воображаемого музея, предназначенного для размещения всех знаний мира. Аурити создал модель 136-этажного здания, которое должно было быть построено в Вашингтоне, достигать 700 метров в высоту и занимать более 16 кварталов. Как отмечал куратор венецианского биеннального проекта Массимилиано Джони, «мечта об универсальном, всеобъемлющем знании возникает на протяжении всей истории искусства и человечества, и эксцентрики, подобные Аурити, разделяют ее с другими художниками, писателями, учеными и самопровозглашенными пророками, которые пытались — часто напрасно — формировать образ мира, отражающий его бесконечное разнообразие и богатство. Сегодня, когда мы сталкиваемся с постоянным потоком информации, такие попытки кажутся еще более необходимыми и отчаянными» [4].